Главное содержание

Наши новости

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В связи с  выходом  ФГОС ДО в  детском  саду  экологическое  воспитание   реализуется  через  непрерывно  образовательную  деятельность  и  образовательную  деятельность.

Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве».
 Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека. Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов.

На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи экологического воспитания:
- введение ребенка в мир природы
- формирование у детей элементарной системы знаний о природе
формирование у детей трудовых навыков и умений,
развитие познавательного интереса к миру природы
-формирование способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней

Одной из годовых задач нашего детского сада в 2017-2018 учебном году стало «Совершенствовать  условия в дошкольном образовательном учреждении для формирования основ экологического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО». Для решения этой задачи были проведены консультации, семинар – практикум, педагогические часы. И этогом всей работы стали открытые просмотры по экологическому воспитанию.

Открытый показ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе раннего возраста «Солнышко» по теме: «Знакомимся с обитателями леса». Воспитатель Каплун Т.А. вместе с гостем Колобком отправились в лес чтобы узнать о лесе и его обитателях: зайце и лисе. Малыши узнали, чем питаются звери в лесу. Превращались в зайчиков и играли в игру. Чтобы не устать в пути провели небольшую разминку. Посмотрели картинки животных. Детям очень понравилось путешествие, они с огромным удовольствием рассказывали о лесных обитателях.

 

В ходе НОД по теме: «Где живет капелька?» к ребятам старшей группы в гости пришла Капелька, которая попросила разыскать своих сестричек- капелек, ребята показали, где в группе могут жить капельки воды и где ещё в природе встречается вода. Воспитатель Нерсесян А.Л. в презентации «Вода на Земле» рассказала детям о том, что вода очень важна для всех живых существ и о значении воды в жизни человека, круговороте воды в природе и о том, какая бывает вода. Экспериментальным способом дети очистили грязную воду, предлагая свои примеры способа очистки воды. Проводя опыты «В банке дождь», «Круговорот воды в природе », ребята узнали о том, как происходит круговорот воды в природе. В конце НОД делились своими впечатлениями, рассказывая об интересных опытах, в которых они смогли увидеть, как происходит круговорот воды в природе.

 

На открытой НОД по теме: «Сказка о берёзке» Воспитатель Гулян Э.Т. пригласила ребят на волшебную осеннюю полянку, где рассказала сказку о березке. Посмотрев презентацию о березе, где дети смогли уточнить и расширить представления о деревьях как растениях, составных частях (ствол, листья, ветки, корни), правильно их называть и показывать, делать несложные умозаключения. Педагог обратила внимание детей на то, что березка одна и ей очень грустно и предложила, чтобы в лесу ей не было скучно подарить ей много подружек. Дети с интересом создавали аппликации из пластилина- березки и получился настоящий лес. За то, что теперь не скучно будет берёзке в лесу с подружками стоять, она в награду подарила им свои сладкие листочки - сюрпризы.

 

В ходе реализации экологического проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» в средней группе была проведена НОД по тему: «Против мусора и грязи!» с использованием коммуникативных, познавательных и игровых технологий. Воспитатель Веремеенко Н.И. показала письмо от Злючки – Грязючки, в котором она рассказала, что любит детей, которые любят мусорить, она была в саду на полянке, где разбросала весь мусор и вытоптала траву. Прочитав письмо, ребята приняла решение, что надо спасать полянку. Все вместе отправились на машине на полянку, где собрали весь мусор. Вернувшись в группу, они сделали вывод о том, что может случиться, если все будут оставлять мусор. Посмотрев презентацию «Куда девается мусор» дошкольники узнали, что кроме свалок, существуют мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия. Играя в лепбук, ребята научились сортировать мусор. Воспитатель познакомила с вариантами вторичного использования пластикового, бумажного и стеклянного мусора и предложила изготовить игрушки для малышей с использованием баночек из-под киндера -сюрприза. Итогом занятия стала письмо Злючке -Грязнучке, с символами, как надо вести себя на природе и как помочь окружающей среде.

 

В ходе НОД в подготовительной группе по теме: «Жалобная книга природы» воспитатель Самойленко О.В. пригласила ребят в мир природы. Любуясь природой на тропинке, ребята услышали сигнал SOS и увидели книгу, а это оказалась жалобная кгнига природы. Воспитатель предложила помочь лесным жителям. С первой просьбой к ним обратилась рыбка, которая стала вся желтая, от мутной воды и от мусора. Дошкольники отправились в лабораторию где очистили воду опытным путем, тем самым помогли рыбке, а потом поставили возле реки знак «Нет мусора». Убрав камни, помогли муравьям. С огромной радостью ребята помогли сороке, которая попросила помочь березовой роще вернуть ее друзей птиц. С помощью нетрадиционного способа рисования - перышком, дошкольники нарисовали птичек - синичек, рассадили на веточки березки, и поставили знак «Берегите лес». Подводя итог, ребята рассказывали о том, как много они узнали, путешествуя в мир природы и том, что только люди сами должны все вместе беречь и охранять природу.

 

Делая вывод можно сказать, что проводимая нами работа с детьми способствует развитию элементарных представлений и понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы, формирует у детей эмоционально – ценностное отношение к природе и осознание своего собственного «Я» как части природы.

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Воспитатель: Веремеенко Н.И.