Образовательная программа

Образовательная программа  дошкольного образования (далее – Программа;) муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  № 17 «Незабудка» (далее - МБДОУ)  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 (далее - ФГОС  ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой приказом Минпросвещения от 25.11.2022г. № 1028 (далее – ФОП ДО).

Образовательная Программа разработана также с учетом нормативных правовых актов, которые содержат обязательные требования к условиям организации дошкольного образования:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об обра­зовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.12.1998 № 124-ФЗ «Об основ­ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей пе­даго­гических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руко­во­дителей образовательных организаций».

5. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2010 № 18638) (ред. от 31.05.2011).

7. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) (ред. от 13.05.2019).

8. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих обра­зо­вательную деятельность».

9. Приказ Минпросвещения РФ N 196 от 24 марта 2023 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

10. Устав МБДОУ от 06.11.2019г. утверждённый  Постановлением Администрации Егорлыкского района № 1316;

11. Программа развития МБДОУ на 2023-2028г.г.;

Образовательная Программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования (п.2 ФОП ДО):

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо­культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания».

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми (п.2.9 ФГОС ДО)

Объем обязательной части Программы  составляет не менее 60% от общего объема Программы. Такое требование закреплено во ФГОС ДО п.2.10 

Пояснительная записка, описывающая обязательную часть ООП ДО, приведена в ФОП ДО п. 14.

Согласно п. 2.12.ФГОС ДО  и п. 4. ФОП ДО обязательная  часть Программы соответствует федеральной программе и оформлена  в виде ссылок на нее.

Считаем, целесообразным, сохранить опыт использования УМК «От рождения до школы» Гербовой В.В., Комаровой Т.С., Дыбиной О.В., Васильевой М.А, Степаненкова Э.Я.,  Вераксы Н.Е., и др. и НМС «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой,  т. к. это  способствует эффективной организации педагогического процесса, варьированию и дозированному использованию различных технологий, методов, форм и приемов организации работы с детьми,  внедрению  новых,  которые отвечают обновлению образовательных областей, новому содержанию внутри них.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в программе курсивом.

Согласно п. 2.11 ФГОС ДО, эта часть Программы дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный и составляет не более 40% от общего объема Программы и ориентирована:

- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- сложившиеся традиции МБДОУ;

- парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей.

Эта часть Программы позволяет:

- обеспечивать вариативность детского сада;

- стимулировать педагогическое творчество и инициативу;

- учитывать индивидуальные потребности воспитанников, мнение их родителей и условия, в которых проходит педагогический процесс.

Для  обеспечения  культурологического  подхода к работе в статусе «казачье дошкольное учреждение» мы реализуем  региональную программу «Родники Дона» Р.М. Чумичевой по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Донского края для детей младшего, среднего и старшего возраста, которая используется при формировании  вариативной части программы п. 2.12. ФГОС ДО и п.4.ФОП ДО.

Так же  содержание вариативной части Программы реализуется через  различные виды культурных практик в  совместной деятельности детей и педагогов и  организацию дополнительных образовательных услуг на базе МБДОУ. Такая деятельность удовлетворяет  спрос  и интересы родителей, и  самих детей, за пределами основной образовательной программы, а её  содержание   учитывает, цели, задачи и содержание Программы (особенно Программы воспитания, которая является её частью), календарные события, национально-культурную специфику  и культурно-историческую ситуацию Егорлыкского района, Ростовской области и государства.

Содержание и планируемые результаты обязательной части программы ДОО соответствуют содержанию и пла­ни­руемым результатам ФОП ДО.

Образовательная Программа предназначена для реализации в группах для детей от двух месяцев до 8 лет.

Образовательная Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (п.5 Общих положений ФОП ДО).

В соответствии с п. 2.11 ФГОС ДО и п. 6,7,8,9 общих положений ФОП ДО Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Структура целевого раздела соответствует ФГОС ДО п.2.11.1., содержательного раздела -   п.2.11.2., организационного раздела -  п. 2.11.3.

В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в  раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения программы (в соответствии с Уставом МБДОУ); подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп воспитанников (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В содержательный раздел Программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в МБДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.

Реализация Программы предполагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений; обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

Дополнительным разделом Программы (п. 2.13.ФГОС ДО) является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.