Забота о здоровье -
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Сейчас большое внимание в дошкольных учреждениях уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Целевые ориентиры в ФГОС на этапе завершения дошкольного образования предполагают формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья и умения использовать полученные знания в повседневной жизни. Главной задачей нешего дошкольного уреждения является: «Создание условий для вкюченности всех воспитанников в разнообразные формы и виды детской деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование потребности и мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья с учетом возможностей и индивидуального развития в соответсвии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
- Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
- Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
Здоровьесберегающая технология- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические
- физкультурно-оздоровительные
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
- валеологического просвещения родителей
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Для решения этой задачи были проведены консультации, семинар – практикум, педагогические часы. И этогом всей работы стали открытые просмотры по применение игровых технологий в НОД по физическому развитию. Во всвех группах прошли открытые показы, во время которых можно было сделать вывод, что все педагоги нашего МБДОУ применяют здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику; гимнастику для глаз; дыхательную гимнастику; самомассаж и точечный массаж; коррегирующую гимнастику, подвижные и спортивные игры, релаксацию.
Открытый показ непрерывно-образовательной деятельности по физическому воспитанию, прошел в младшей дошкольной группе «Непоседы», по теме: «Приключение колобка». Воспитатель Гулян Э.Т, пригласила ребят в сказочное путешествие, в ходе которого были применены здоровьесберегающие технологии: ребята «лепили» колобочков с использование массажного мяча «Еж». На сказочной тропинке вместе с зайкой скакали по полянке, по мосточку крались как волки, пролезали через тоннель в поисках ягод и грибов, ну и конечно вместе с рыжей плутовкой ходили по «тропинке здоровья». В конце сказочного путешествия ребята нашли непослушного колобка, поиграли с ним в подвижные игры «Бабочки и цветочки», «Горячий колобок» и научили его пальчиковой и дыхательной гимнастике.
В путешествие на воздушном шаре пригласила ребят воспитатель младшей дошкольной группы Веременко Н.И. и вручила телеграмму от зайки с приглашением на полянку здоровья. Для того чтобы попасть на шар ребята бегали, как волки рысцой, как змейки ползали, как лисички ходили на носочках, шли как медведи вперевалочку и прыгали как зайки. Накачав воздушный шар, используя дыхательную гимнастику, прилетели на лужок, где их встретил зайка с флажками, с которыми ребята выполнили общеразвивающие упражнения. А на полянке «Здоровья», ребят ждал лохматый пес, с ним они поиграли в подвижную игру. Поблагодарив за веселое путешествие, зайка подарил ребятам массажные шарики для самомассажа. А в конце, под сказочную музыку, дети вместе с воспитателем выполнили релаксационные упражнения «Распустившийся цветок»
На открытой НОД по теме: «Овощи и фрукты, полезные продукты» дети узанали о главных витаминах А, В, С. В стихотворной форме ребята рассказали об витаминах, после этого вместе с воспитателем Нерсесян А.Л. отправились на огород и посмотрели что растет на нем, выполняя разминку и динамическое упражнение на координацию речи.
Отгадывания загадки об овощах, ребята выполяли общеразвивающие упражнения. Собрали урожай, выполняя пальчиковую гимнастику. В форме соревнований ребята сажали лук и чеснок. В конце НОД ребята сняли приятную усталость, погрузившись в релаксационные сны.
В старшей дошкольной группе воспитатель Самойленко О.В. провела открытый показ НОД по физическому воспитанию по теме: «Морское путешествие». Капитан корабля предложила ребятам стать настоящими матросами, выполнив морскую разминку и отправиться в морское путешествие на корабле «Дельфин». Путешествуя на корабле ребята, выполняли пальчиковую гимнастику, высадились по ребристому трапу на зеленый островок, чтобы выручить из беды кота Матроскина. Преодолевая препятствия, ребята выполнили общеразвивающие упражнения на гимнастической доске: гребли веслами, натягивали канаты, поднимали парус. Ходили по канату, прыгали через пропасть, поиграв в подвижную игру, выручили кота Матроскина, и научили его выполнять дыхательную гимнастику. А под теплым солнышком, лежа на песочке под шум моря юнги сделали точечный массаж.
К самым маленьким воспитанникам нашего детского сада прилетела птичка – невеличка. Вместе с воспитателем Каплун Т.А. ребята шагали по дорожке в лес, прыгали через кочки, перешагивали через кустики, ходили по ребристой дорожке. Ребята научили птичку собирать каштаны и поиграли с ней в пальчиковую игру «Прилетела птичка». Свое путешествие наши малыши завершили дыхательной гимнастикой.
Делая вывод по итогам нашей работы можно сказать, что применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.